Езда по ледяной дороге сопровождается рисками. В этом деле самое главное снизить вероятность аварий, соблюдая особые правила вождения в гололед. Успешное владение ситуацией на скользком дорожном покрытии во многом зависит от опыта водителя. Новичкам ездить на машине в гололед еще опаснее — эта задача может оказаться не по силам. Но даже автомобилисты с многолетним стажем допускают ошибки. Чтобы их избежать или свести к минимуму, нужно вспомнить основные принципы езды в гололед.
Подготовка
Первое, что нужно сделать для повышения безопасности – поменять летние шины на зимние. Это мероприятие следует провести заблаговременно, до того, как дороги покроются льдом. Оптимальное время для этого наступает при снижении среднесуточной температуры до +7 градусов.
Перед выездом с места стоянки машину следует очищать от снега полностью, не забывая про крышу и капот. Иначе снежная шапка во время торможения может съехать на лобовое стекло, что приведет к аварии. На опасной дороге важна хорошая видимость – перед поездкой нужно залить в бак омывателя незамерзающую жидкость.
Еще одна важная подготовительная мера – удаление снега с фар и противотуманок.
Правило посадки
Водитель устанавливает наиболее удобное положение кресла, чтобы во время езды его спина была прижата к спинке сидения. Эта позиция позволяет лучше прочувствовать автомобиль, и сразу заметить занос или скольжение в момент его возникновения.
Необходимо ездить на машине в гололед, положив обе руки на руль. Это правило предусмотрено для более оперативного реагирования при изменении ситуации на дороге. Если положить большие пальцы под обод руля, водитель более четко чувствует сцепление с дорогой. Запястья должны свободно располагаться на нем.
Тренировка
За лето все навыки езды по гололеду забываются. Чтобы не допускать ошибок на скользкой дороге и чувствовать себя более уверенно, нужно потренироваться на местности, свободной от дорог и пешеходов. Водителю стоит повторить все манипуляции, проводимые во время движения: прибавить газ, притормозить, остановиться, тронуться. Особое внимание уделяется поворотам – именно при их выполнении чаще всего происходят заносы.
Важно проверить, как ведут себя системы автомобиля, в каких случаях они срабатывают, а в каких нет. Тогда на дороге не будет возникать сомнений и страхов, что случится блокировка колес или другие нежелательные последствия.
Тренироваться нужно до тех пор, пока не выработаются рефлекторные действия при заносе, чтобы водитель мог на автомате быстро и правильно отреагировать, и выровнять машину.
Если автолюбитель-новичок получил права летом, с наступлением мороза ему просто опасно выезжать на проезжую часть без предварительной тренировки. Лучше взять с собой опытного водителя, который сможет подсказать, как ездить, и исправить ошибки. Также можно воспользоваться услугами автошколы – поездить по ледяным и заснеженным дорогам с профессиональным инструктором.
Как распознать гололед
Скользкую дорогу не всегда видно: при высокой влажности и морозе на ее поверхности образуется незаметная прозрачная корка льда. Из-за нарушения правил езды по льду – превышение скорости, несоблюдение дистанции – водитель легко может потерять управление. Это приводит к столкновению с другими участниками движения или выносу машины в дорожное ограждение, кювет.
Если дорога заледенела, это определяется не только по температуре воздуха, но и по поведению машины. Руль при движении на льду поворачивается свободнее. Скорое срабатывание антиблокировочной системы также подсказывает, что асфальт скользкий.
Эффективное торможение
На перекрестках, остановках и перед пешеходными переходами всегда самая скользкая дорога из-за постоянного торможения машин на этих участках. Подъезжая к ним, нужно заранее снижать скорость и быть предельно внимательными. Важно соблюдать дистанцию как впереди, так и с едущими позади машинами. Если идущий следом автомобиль слишком близко подобрался, следует слегка притормозить. Загорятся тормозные фонари сзади, это заставит водителей позади Вас снизить скорость.
В гололедицу эффективно торможение прерывистыми нажатиями на педаль. Если на дороге колея сильно раскатана, можно немного сместиться в сторону от нее – сила трения возрастет, а тормозить станет легче.
При движении по скользкой дороге запрещено тормозить и одновременно поворачивать руль.
Потеря управляемости
Это явление возникает в двух случаях:
- снос передней оси – автомобиль не поворачивает;
- занос – авто самопроизвольно разворачивается.
В первом случае помогает уменьшение угла поворота, а затем новая попытка повернуть в нужном направлении.
Стандартное правило при заносе машины на заднем приводе – повернуть руль в сторону заноса и слегка отпустить педаль газа. Так удастся поймать управление и выровнять машину.
На переднем приводе действовать нужно по-другому: руль в сторону заноса, но газ прибавить. Так резким ускорением можно стабилизировать положение машины.
Нажимать на тормоз при заносе нельзя – ситуация только ухудшится. Полностью бросать газ также запрещено.
Труднее всего управлять при скольжении полноприводным авто. Требуемые действия: руль поворачивается в сторону заноса, а педалью газа необходимо найти подходящий баланс для выравнивания движения. Будет проще, если отреагировать на занос в самом его начале: повернуть руль в его сторону и снова выпрямить. Здесь нужно хорошо чувствовать руль и газ для выбора оптимального положения. Для этого необходим опыт вождения и постоянные тренировки.
Выбор шин
При сильном морозе сцепление колес с дорожным покрытием сильно ослабевает. Еще хуже возникает обстановка при повышении температуры воздуха: поверхность ледяной корки подтаивает, образуется слой воды, вызывая еще большую опасность для автомобилистов.
Первым помощников в преодолении скользкой дороги становятся зимние шины. Многое зависит от их правильного выбора. Кто-то полагает, что крупный рисунок протектора более эффективен для зимы, но это мнение ошибочно. Лучше приобретать шины радиального типа с мелким рисунком.
Если машина уже начала скользить по дороге, рисунок протектора теряет свою значимость, так как ни один из низ не сможет восстановить достаточное сцепление – его коэффициент снижается в 1,5 раза. Особая опасность возникает при заносе или блокировке колес – машина не реагирует на повороты руля, становится неуправляемой.
Для большего сцепления с дорогой зимняя резина оснащается шипами, так как ездить в гололед с ними безопаснее. Это в разы повышает устойчивость перед скольжением и снижает риск возникновения заносов.
Советы автомобилистам
Чтобы избежать аварий и заносов, перед выездом на скользкую дорогу водителю следует запомнить следующие рекомендации:
- Не выезжать на лед и снег на летней резине.
- Главная опасность на льду – высокая скорость.
- Соблюдение дистанции в городском потоке и на автомагистралях. Оптимальное расстояние можно высчитать по простой формуле: скорость движения умножить на 2 – это будет лучшая дистанция в метрах. Так, для скорости 100 км/ч рекомендуемый промежуток между машинами – 200 метров.
- Движения рулем и нажатия на педали должны быть плавными. Любой резкий маневр может стать причиной заноса.
- Для машин с механической КПП идеальный вариант торможения – посредством двигателя. Для этого нажатие на тормоз ослабить, включить сцепление и понизить передачу.
- Постоянный контроль ситуации на дороге, соблюдение правил и внимательное отношение к поведению других водителей. Если на пути встретился авто-хам, который игнорирует меры безопасного вождения, стоит уступить ему дорогу – защита своей правоты на дороге может привести к аварии.
- То же касается пешеходов: не каждый из них понимает водителя, насколько ему бывает сложно затормозить на скользкой дороге.
- Перед поворотом сбавлять скорость заранее. Торможение при вывернутом положении руля приводит к заносу и неуправляемому состоянию машины. Это применимо как к переднеприводным, так и к заднеприводным авто.
Главное при езде по ледяной дороге – внимательность, к себе и к другим участникам движения. Важно уметь заранее предугадывать возможное развитие событий и не совершать маневров, которые опасны и могут привести к заносу, потере управления или скольжению. Не стоит отвлекаться на разговоры, особенно телефонные – обе руки должны всегда находиться на руле. Так повысится скорость реакции на занос и шанс благополучно выбраться из него.
Свежие комментарии