Правильная зарядка аккумулятора автомобиля с помощью зарядного устройства

Одной их важнейших частей любого транспортного средства является аккумуляторная батарея или сокращено АКБ. Но в период использования транспортного средства этот элемент питания быстро разряжается и поэтому нужно периодически его заряжать. За это ответственен генератор, который благодаря реле-регулятору корректирует поступление напряжения (здесь и далее РП – разность потенциалов) в пределах 14,1 В. Однако полноценная зарядка аккумулятора автомобиля в этом случае не достигается – для этого необходимо не менее 14,5 Вольт.

Зарядное устройство для АКБ

Иными словами встроенная автомобильная система зарядки АКБ не позволяет создать подходящие условия для батареи. В этом случае следует использовать сторонние средства, а именно, сетевые зарядные устройства (ЗУ). Но даже в таком, казалось бы, простом деле – зарядить аккумулятор, есть свои особенности и нюансы. Поэтому каждому автолюбителю следует знать, как проводить такой процесс правильно, во избежание неприятностей.

Что влияет на АКБ?

Неправильное использование аккумулятора способствует значительному снижению его срока службы. Есть два основных фактора, которые существенно затрудняют его работоспособность:

  • Слишком частые поездки на короткие дистанции.
  • Постоянные циклы остановки и запуска двигателя.

В особенности батарее становится труднее в зимний сезон, когда продолжительное время работает отопитель салона,осветительные приборы, устройства подогрева различных элементов салона или кузова: сидений, зеркал, стекол, руля и т. д. Последние «кушают» довольно много электроэнергии, сильно разряжая батарею.

При частом и интенсивном использовании «прожорливых» потребителей генератор просто не успевает зарядить АКБ. Но большую часть энергии у аккумулятора забирает все же стартер. Один только пусковой ток может доходить до значений 700А, а то и более!

Когда проводить зарядку батареи?

Некоторые специалисты считают, что зарядка аккумулятора автомобиля должна производиться единожды за сезон. Желательно в осенний период перед наступлением холодов.

Признак того, что батарея нуждается в зарядке от стороннего источника питания, определяется во время пуска двигателя автомобиля по характеру работы стартера:

  • вращается быстро – значит все в порядке;
  • медленные обороты с затуханием – это явное свидетельство малой силы тока в цепи стартера, и АКБ лучше поставить на зарядку.

Но проще определять это по специальному гидрометрическому индикатору, которым оснащаются все современные аккумуляторы. На первый взгляд кажется, что это какая-то лампочка, в действительности это цветной шарик-поплавок, который передвигается в прозрачной колбе.

Аккумулятор подключен к зарядному устройству

Его движение зависит от уровня и плотности электролита – зеленый оттенок свидетельствует о норме. Зарядка аккумулятора автомобиля потребуется, когда этого поплавка не видно. Заодно можно проверить плотность электролита.

Другой вариант воспользоваться мультиметром, который покажет напряжение батареи. На полностью заряженном элементе питания должно быть не менее 12,6 Вольт. В остальных случаях это говорит о падении РП (рядом указан процент от заряда):

  • 12,42 В – 80%;
  • 12,2 В – 60%;
  • 11,9 В – 40%;
  • 11,58 В – 20%;
  • 10,5 В – 0%.

Важно! Перед тем как начать процесс зарядки батареи следует убедиться в том, что она действительно разряжена.

Но надежнее использовать нагрузочную вилку. При помощи этого устройства можно определить падение напряжение под воздействием нагрузки – то есть реальный уровень заряда АКБ, включая его емкость. Подобный прибор точно имеется у каждого автоэлектрика либо у продавцов магазинов, торгующих аккумуляторами. В торговых точках за такую проверку даже платы не возьмут.

Подготовительный этап

С аккумулятора снимаются провода, причем первой снимается именно минусовая клемма и только потом положительная. Определить это просто – по меткам на самой батарее и по цвету (плюс всегда красного, а минус – черного). Предварительно все в машине должно быть отключено, включая зажигание, а ключ должен быть извлечен из замка зажигания. Далее остается убрать крепление аккумулятора.

После снятия батареи стоит внимательно ее осмотреть – есть ли на корпусе механические повреждения, которые приводят к вытеканию электролита. То есть при наличии трещин и прочих серьезных дефектов дальнейшая эксплуатация АКБ запрещена! Также желательно протереть корпус содовым раствором (чайная ложка на стакан воды). Если он начнет шипеть, то на корпусе есть остатки кислоты.

Теперь можно открутить крышки с банок, и положить их сверху, чтобы электролит не выплескивался в процессе зарядки АКБ. Не помешает проверить и его уровень. Это легко сделать визуально – все в норме, когда пластины полностью погружены в проводящую жидкость на 10-15 мм. При явном недостатке потери электролита восполняются дистиллированной водой.

Подключение к зарядному устройству

В ходе подключения ЗУ к аккумулятору в обязательном порядке необходимо соблюдать полярность! То есть положительный вывод АКБ («+») соединяется с плюсовой клеммой зарядного устройства, соответственно с отрицательным выводом («-») – минусовая клемма ЗУ.

АКБ заряжается постоянным током

При нарушении полярности возникнет короткое замыкание, что грозит выходом из строя аккумулятора и зарядного устройства. В связи с этим, следует быть внимательным, благо, что клеммы обладают соответствующей маркировкой.

Процедура зарядки АКБ и пусковой ток

Чтобы зарядить аккумулятор допускается не снимать его с автомобиля – достаточно отсоединить клеммы и проводить процедуру прямо на месте. Такой возможностью интересуются многие водители. Однако правильная зарядка подразумевает все же снятие батареи.

Сама зарядка автомобильного аккумулятора может вестись по нескольким направлениям:

  • постоянным током;
  • постоянным напряжением;
  • ускоренный процесс.

Еще несколько важных слов о пусковом токе – обычно по нему выбирается аккумулятор для автомобиля. Но для тех владельцев машин, которые проживают в южных районах России, этот параметр можно не принимать к сведению, поскольку температура в основном держится положительной. Достаточно приобрести среднюю батарею, которая будет исправно служить.

Наблюдение! Для запуска двигателя среднестатистического автомобиля достаточно 255-270 Ампер.

А вот в отношении северных районов этот параметр критичный – здесь температура держится уже в отрицательной зоне. И если для запуска двигателя при +1°C или +5°C достаточно 200-220 А, то пониженные значения (от -10°C до -15°C) требуют на 30% больше – от 260 до 270 А.

Можно уже догадаться какой ток будет расходоваться при более низкой температуре: -20°C, 30°C, а то в лютые морозы до -40-50°C. То есть чем ниже условия в зимнее время, тем важнее этот параметр! И любому автолюбителю следует взять это за аксиому.

Зарядка постоянным током

При таком способе весь процесс поделен на несколько этапов, на каждом из которых необходимо поддерживать определенное значение тока. При этом сам параметр следует постоянно контролировать, а в случае необходимости проводить корректировку. Принцип «включил и забыл» здесь явно не подходит! А для контроля РП клемм батареи понадобится мультиметр.

  • Этап I. Устанавливается или выбирается значение тока, равное 1/10 от емкости аккумулятора. Для АКБ с 55 А•ч это составит 5,5 А. В таком режиме зарядка длится до достижения напряжения 14,4 Вольт на выводах батареи.
  • Этап II. При достижении напряжения в 14,4 В активизируется электролиз воды (причем происходит это резко) с выделением водорода. Следует понизить ток раза в два – до 2,5 ампер и продолжать зарядку. Это позволит понизить интенсивность «кипения» электролита.
  • Этап III. Теперь, когда на выводах АКБ напряжение достигнет 15 Вольт, ток следует понизить еще надвое (1,2 ампер) и процесс зарядки в домашних условиях продолжается. Каждые два часа необходимо проверять ток и напряжение. И если при очередной проверке их значения не поменялись, значит, батарея полностью зарядилась.

Данная методика позволяет обеспечить батарею 100% зарядом, что можно считать её главным достоинством. Зато необходимость в постоянном контроле относится уже к недостатку.

Зарядка постоянным напряжением

Суть этого способа в том, что напряжение на клеммах батареи будет стремиться к выравниванию с РП выводов ЗУ. Степень зарядки будет зависеть от значений подаваемого напряжения. При снижении тока до 200 мА батарея будет полностью заряжена, а сам процесс остановится.

Установка аккумулятора в автомобиль

Что характерно, здесь уже не требуется участие человека, поскольку весь процесс проходит в автоматическом режиме. Многие современные устройства ЗУ обладают такой возможностью. Что касается подаваемого напряжения, степени заряда и времени, то значения (из расчета в течение суток) будут следующими:

  • 14,4 Вольт – номинал батареи достигнет 80% (12В).
  • 15 Вольт – степень заряда будет доходить до 90%.
  • 16 Вольт – уже практически 100%.

Зарядные устройства оснащены специальной системой от повышенного тока. В начале процедуры ток будет большим, и защита понизит его до безопасных пределов.

Ускоренный процесс

Способ хорош при необходимости в быстром восстановлении утраченной емкости. То есть им можно воспользоваться в ситуации, когда спешишь на работу, у аккумулятора уже нет заряда. В этом случае выручает ускоренная процедура.

К сведению! Большинство современных зарядных устройств оснащены режимом «Boost».

На АКБ сразу подаются большие значения тока, и в течение 20 минут аккумулятор набирает емкость, нужную для запуска двигателя. Если в ЗУ не предусмотрен режим«Boost», но имеется регулировка по току, то можно своими руками выставить нужное значение. Главное, чтобы оно не превышало 30% от тока при штатной зарядке. То есть если в привычном режиме ток равняется 6 амперам, то для ускоренной зарядки значение не должно превышать 8!

Ускоренную зарядку следует проводить только в экстренных ситуациях. Если особой необходимости в этом нет, то процесс должен проходить в штатном режиме. При частом использовании «Boost» ресурс аккумулятора закончится быстрее.

Техника безопасности

Во избежание различных неприятностей следует соблюдать элементарные правила безопасности. Если приходится иметь дело с аккумуляторами, в которых жидкий электролит, следует соблюдать предельную осторожность. В банках содержится кислота, которая хоть и разбавлена водой, но может представлять определенный риск. Поэтому желательно надеть перчатки и очки. Также желательно, чтобы поблизости был 10%-й раствор пищевой соды в целях нейтрализации действия кислоты.

В процессе зарядки выделяется газ, следовательно, сама процедура должна проводиться в хорошо проветриваемом помещении. Если зарядка АКБ совершается в гараже, следует избегать вблизи работ, связанных с повышенным образованием искр (сварка, резка и прочее), также не допускается курение либо что-нибудь поджигать. Это опасно в силу опять-таки взрыва выделяющегося водорода.

В качестве заключения

Собственно сам процесс зарядки АКБ зарядным устройством не так сложен, и справиться с ним по силам любому владельцу автомобиля. Главное соблюдать инструкцию и не забывать о технике безопасности!

Установка аккумулятора в автомобиль на штатное место

Предостережение! Важно проводить зарядку аккумулятора в отсутствие детей!

Само устройство ЗУ следует выбирать от проверенных производителей в соответствие с характеристиками АКБ. Только в этом случае можно обеспечить долгий ресурс батареи.

Добавить комментарий