Выбираем сабвуфер в машину

Комфортная езда на автомобиле зависит от многих факторов. Один из них — качество звука. Имеется в виду не звук двигателя или скрипы корпуса, а музыкальное сопровождение, которое скрашивает длинную дорогу, делая её не такой нудной. Конечно, достичь концертного уровня и чистоты звучания с помощью акустической системы автомобиля не получится, но можно намного его улучшить установив дополнительно к основным динамикам сабвуфер в машину.

Что такое сабвуфер

Звук, слышимый человеческим ухом, состоит из колебаний воздуха широкой полосы частот. Если с воспроизведением средних и высоких частот вполне справляется стандартная звуковая система, то для более низких необходим сабвуфер. Это и есть специализированная низкочастотная акустическая система, которая не позволяет звучанию музыки «проваливаться» в области низких частот.

Конечно, можно использовать и широкополосные диффузоры. Но никогда, ни одни из них не дадут то полное ощущение баса, как в случае использования специализированного «саба.» Конечно же производители акустических систем указывают на своей продукции, что их излучатели звука охватывают весь спектр слышимости от 20 до 22000 Гц. Но это далеко не так: басы просто будут теряться среди остальных звуков.

Решить эту проблему и помогает отдельный сабвуфер. Его размеры, а в некоторых случаях и конструкция корпуса, непосредственно предназначены для воспроизведения низких частот, то есть всей полосы спектра звука, что ниже 160 Гц.

Виды

«Сабы» делятся на пассивные и активные. Последние отличаются наличием установленного внутрь корпуса усилителем. Зачастую они снабжены системой регулировки громкости, а также полосы пропускания, которая позволяет синхронизировать их с остальной звуковой системой автомобиля. Мнения о том, что лучше — активный или пассивный низкочастотник, разнятся. Дело в том, что для пассивного «саба» необходимо использовать отдельный усилитель. Подключить его напрямую к проигрывателю — толку будет мало: из-за своей мощности он просто «просадит» усилители, чем ухудшит звучание всей звуковой системы авто. Для активного «саба» этой проблемы не существует, но есть другая. Усилители, которые устанавливаются на большинстве активных динамиков довольно-таки низкого качества и не позволяют выдавать весь спектр требуемых частот. Кроме всего прочего имеет значение и точная настройка низкочастотного усилителя под всю остальную воспроизводящую систему.

Идеальным вариантом по звучанию при выборе сабвуфера в машину будет неактивный при использовании отдельного усилителя мощности. Конечно это будет стоить дороже, но оно будет того стоить!

Низкочастотные акустические системы бывают следующих видов исполнения:

  • Отдельный, называемый ещё free-air. Самый дешёвый вариант. Монтируется или своими руками, или при помощи автослесаря в заднюю полку корпуса типа «седан». Кроме того, что встроить, необходимо произвести качественную звукоизоляцию корпуса полки. Иначе толку от такого сабвуфера будет не очень много.
  • Герметичная колонка. Закрытый ящик с установленным на одной из сторон динамиком. Наиболее распространённый вид.
  • Фазоинвертор. Один из наиболее качественно передающих звуковую полосу вариантов. Внутри корпуса есть туннель определённого размера, зависящий от параметров динамика с выходом наружу. Принцип работы зависит от объёма воздуха внутри корпуса — выше определённой частоты звука туннель ограничивает амплитуду раскачивания диффузора. Кроме того, звуковые волны от задней стороны динамика, после прохождения туннеля изменяют свою фазу и накладываются на звуки которые идут с передней стороны звукового излучателя. Если корпус собран правильно, то наблюдается хорошее повышение выдачи низких частот.
  • Пассивный радиатор. Один из вариантов фазоинвертора. Туннель заменён на ещё один динамик. Только этот динамик не содержит звуковую катушку и магнитную систему. Звук, отражаясь от него складывается со звуковой волной основного динамика, усиливая низкие частоты.
  • Бэндпасс. Излучатель устанавливается внутри закрытого корпуса. Задняя часть диффузора работает на раскачивание звука внутри коробки, а передняя на фазоинвертор. Многие пользователи подобной системы признают её первенство среди всех прочих по чистоте полосы пропускания. Другое название такого сабвуфера – полосовой резонатор.
  • Лабиринт. Тыльная сторона динамика в закрытом корпусе излучает в звуковод, который состоит из определено расположенных перегородок. Правильно построенный лабиринт ограничивает полосу пропускания нижними частотами.

Сабы корпусного исполнения позволяют помещать их в любое место автомобиля – под сиденье, на заднюю полку, в багажник. Для них кроме размера имеет значение и материал из которого сделан корпус. Деревянные считаются лучше всего. При выборе компактных вариантов, хороши будут с корпусом из алюминиево-магниевого сплава. Часто именно корпусные идут с усилителем.

Характеристики

При выборе сабвуфера необходимо обратить внимание на его технические характеристики, от которых собственно зависит качество звука. Это:

  1. Размер диффузора излучателя звука. Раньше были распространены автомобильные варианты размером 25-30 см. Сейчас есть и менее 20 см, которые дают неплохое качество звучания. Брать больше 30 см – на любителя. При таких размерах уже проявляются лишние шумы, возникающие от вибрации самого диффузора. Кроме всего прочего потребуется мощный усилитель. Ну и соответственно размер – чем он меньше, тем больше возможностей по установке его в машину.
  2. Чувствительность. Достаточно если она лежит в пределах 90 дБ. Если брать слишком большую, то она увеличит нагрузку усилительных каналов, что приведёт к общему падению качества звучания во всей звуковой системе автомобиля.
  3. Частота. Границы, в которых производится воспроизведения низких частот для сабвуфера. Бас располагается в промежутке от 20 до 160 Гц. Для сабов наилучшие параметры от 30 до 60 Гц.
  4. Звуковая мощность. Обычно указывается в ваттах и помечается латинской буквой «W». Чем больше, тем лучше.
  5. Если низкочастотный динамик имеет усилитель, то смотрят на параметр частоты деления кроссовера*. Наилучшее значение 65-75 Гц.
* Кроссовер — это звуковой фильтр. Он позволяет ограничить полосу пропускания звука для каждого из динамиков, отправляя, к примеру, на сабвуфер только низкие частоты.

На что стоит обратить внимание

Приобретая пассивный саб нужно учесть, что может понадобится покупка отдельного кроссовера. Это для тех случаев, если магнитола не имеет отдельного выхода для низких частот. Кроме того, при пассивных вариантах низкочастотного динамика нужен отдельный усилитель. При выборе которого обязательно нужно обратить внимание на параметр импеданса или полного электрического сопротивления. Он должен соответствовать такому же у сабвуфера. Если они будут отличаться, то усилитель будет перегреваться или даже выйдет из строя.

Усилители бывают нескольких видов:

  • 1 канальные. Наиболее подходящие для саба, при наличии хорошего проигрывателя.
  • 2 канальные (стерео). В реальности смысла в приобретении для саба нет, так как будет использоваться только один канал для усиления.
  • 4 канальные (квадро). Как и в предыдущем случае на сабвуфер нужен один отдельный канал. Можно конечно использовать и остальные, но один динамик (при системе квадро) подключён не будет.
  • 5+1 усилитель на пять каналов — квадро с отдельным выходом на сабвуфер. Этот вид позволяет усилить звук на все автомобильные динамики. Его плюсом считается то, что понадобится меньшая настройка для синхронизации всей акустики.

Лучшие модели

Разнообразие моделей и фирм предоставляющих свои решения для автомобильного звука просто поражает. Здесь приведён небольшой рейтинг самых покупаемых моделей низкочастотников на момент выхода статьи. Сюда включены только устройства с наилучшими отзывами.

1 место

Автомобильный пассивный саб JBL GT-12BP. 30 см динамик, квадратный корпус, мощность от 300 до 1200 Вт, при импедансе 4 Ом, сделали этот сабвуфер одним из номинантов на «выбор покупателя» во многих рейтингах.

Пассивный сабфуфер JBL GT-12BP
2 место

Конечно же фирма Pioneer, которая уже много десятков лет законодатель мод на аудиотехнику. У неё лидирует модель TS-WX610A. Это очень маленький сабвуфер, его размер всего 10 см., но при этом он достойно выдаёт 200W при чувствительности сигнала в 101 дБ. Импеданс 2 Ом, что позволяет выполнить его подключение напрямую к выходу штатной магнитолы.

Сабвуфер Pioneer модель TS-WX610A
3 место

Российский Урал AS-D12A. Активный тип, обладающий мощностью от 400 до 1100 Вт при чувствительности в 93 дБ. У него очень широкая частота пропускания для саба — от 21 до 240 Гц. Для улучшения качества звучания используется фазоинверторный корпус.

Российский сабвуфер Урал AS-D12A

 

Добавить комментарий